Как осуществляется съемка в соответствии с законодательством о средствах массовой информации?
Закон «О средствах массовой информации» предоставляет журналистам права, расширенные по сравнению с правами обычных граждан. Например, им разрешается не спрашивать согласия на опубликование подробностей частной жизни лица в том случае, если это необходимо для защиты «общественных интересов". Кроме того, в случаях, предусмотренных ст. 50 закона о СМИ разрешается производить скрытую запись. Статья 47 закона (пп. 5, 6 ч. 1) разрешает журналисту при выполнении профессиональных обязанностей копировать документы, а также производить съемку, „за исключением случаев, предусмотренных законом“ (такие немногочисленные случаи описаны в этом сборнике). Толкование закона „О средствах массовой информации“ содержится в постановлении Пленума Верховного суда „О практике применения судами закона Российской Федерации „О средствах массовой информации“". Если речь идет о соблюдении авторских прав, то несколько случаев свободного использования охраняемых произведений предусмотрены в статьях 1274, 1276 и 1279 Гражданского кодекса. Статья 1274 (п. 1) разрешает свободно использовать произведения путем цитирования (пп. 1), воспроизведения в прессе статей по текущим вопросам (пп. 3) и политических материалов (пп. 4), а также показ произведений, случайно попавших в кадр во время съемки (пп. 5). Статья 1276 частично дублирует пп. 5 п. 1 статьи 1274 и разрешает изображать и показывать фотографии, картины и произведения архитектуры, находящиеся в месте, открытом для свободного посещения. Статья 1279 разрешает кратковременную запись произведений в целях сообщения в эфир. Ограничения для средств массовой информации могут устанавливаться в соответствии с законом „О чрезвычайном положении“ (ст. 12), на тех территориях, на которых оно введено. В соответствии с законом „О противодействии терроризму“ (ст. 13) связь со СМИ осуществляет представитель оперативного штаба, проводящего контртеррористическую операцию. Порядок сбора информации журналистами в ходе такой операции определяется руководителем операции (ч. 4 ст. 4 закона „О СМИ“). Запрещается распространять сведения о методах проведения и тактике такой операции, если это может как-то помешать ее проведению. Статья 4 закона «О средствах массовой информации“ также запрещает использовать их для разглашения любой тайны, охраняемой законом (например, медицинской тайны, тайны усыновления, и т.п.). Если речь идет о проведении предварительного расследования, то фотосъемку на месте происшествия может ограничить следователь, в целях защиты тайны следствия, предусмотренной ст. 161 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Если речь идет об оперативной информации, то она составляет государственную тайну, в соответствии со ст. 12 закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Кроме того статья 4 закона «О СМИ» запрещает использовать средства массовой информации для распространения сведений о способах приготовления и использования, а также местах приобретения наркотиков, призывы к осуществлению экстремистской деятельности или оправдание терроризма, скрытых вставок, „воздействующих на подсознание человека“, а также сведений об организациях, деятельность которых запрещена, без указания на то, что она относится к числу запрещенных.
Могут ли запретить профессиональную фотосъемку со штативом и вспышкой?
Как правило, под «профессиональной» понимается съемка с использованием штативов или другого оборудования, с помощью «профессиональной» зеркальной камеры (реже – съемка со вспышкой). Разумеется, настоящим критерием отличия ее от «любительской» является цель использования снимков, но «на глаз» определить ее невозможно. Поэтому всех фотографов с более-менее большими камерами часто ограничивают в правах, предполагая, что они будут зарабатывать на снимках, что нарушает закрепленный гражданским законодательством принцип «презумпции добросовестности», о котором речь пойдет далее. Не совсем понятно, чем можно объяснить запрет «профессиональной съемки», скорее всего, это «калька» с зарубежного законодательства. Если фотограф снимает не «для себя», а в связи с какими-то служебными потребностями или для использования изображений «в коммерческих целях», то в данной ситуации на него не действует закон «О защите прав потребителей», поскольку потребитель --- это лицо, которое приобретает товар или заказывает услугу для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью. Однако, применимы Конституция и закон «Об информации…» Поэтому запрет на съемку незаконен, независимо от того, в каких целях она осуществляется. Но запретить устанавливать осветительные приборы, штативы, и тому подобные предметы администрация учреждения может постольку, поскольку это мешает окружающим и нарушает общественный порядок. Например, в правилах московского метро содержится запрет на «создание ситуаций, мешающих движению пассажиропотока», который применим в том случае, если «профессиональная» фотосъемка как-то мешает пассажирам. Законные запреты на «профессиональную фотосъемку» рассчитаны на ситуации, когда от сотрудников объекта, на котором она производится, требуется какая-либо помощь, например, перекрытие движения или допуск в закрытые зоны, поскольку при этом нарушается обычный порядок работы организации. Кроме того, не распространяется на такую съемку и те права по «свободному использованию», которые установлены в Гражданском кодексе: статья 1273 неприменима, поскольку она разрешает копирование «в личных целях». Если в кадр попало произведение, находящееся в общественном месте, использовать такую фотографию в коммерческих целях вы не сможете без разрешения автора произведения: этого не разрешает статья 1276 ГК. Пожалуй, единственная статья, которая допускает коммерческие цели использования – 1274, которая говорит о «культурных целях», под которыми можно понимать и те, что предполагают извлечение прибыли. Например, цитирование возможно независимо от извлечения прибыли. Закон не ограничивает те виды произведений, которые можно цитировать, однако, вопрос о том, применима ли данная норма к изображениям, относится к спорным (хотя решение, в котором публикация чужого изображения названа именно цитированием, выносил даже Верховный суд). Еще один подпункт первого пункта ст. 1274 ГК, применимый к съемке – пятый, который разрешает изображать в информационных и новостных сюжетах произведения, попавшие в кадр. Однако, по действию он «перекрывается» статьей 1276, так что для «коммерческого» использования фото, на котором есть изображение какого-то другого произведения, лучше спросить разрешения его автора (если срок охраны авторских прав не истек). Препятствием к покупке фотографии изданием или фотобанком может стать даже товарный знак, попавший в кадр, что, вообще-то не нарушает закона: изображение ТЗ не является его «использованием» («использование» по закону – это только действия, которые направлены на индивидуализацию товаров и услуг с его помощью). Кроме того, для продажи фотобанку фотографий, на которых изображены люди, потребуется письменное согласие этих людей.
Можно ли, фотографируя предмет, нарушить авторское право его создателя?
Если фотография, картина или архитектурное произведение, охраняемое авторским правом, находятся в месте, открытом для свободного посещения, то его фотосъемка разрешена статьей 1276 Гражданского кодекса. С исключениями: запрещено снимать такое произведение так, чтобы оно являлось основным объектом съемки, а также запрещено использовать изображение «в коммерческих целях» (даже если оно – не «основной объект», а просто попало в кадр). Кроме того, если изображение любого произведения просто попадает в кадр при создании информационного или новостного сюжета, то спрашивать на это согласия правообладателя не нужно, поскольку в данном случае применим подпункт 5 пункта 1 статьи 1274 ГК, который разрешает изображать произведения, случайно оказавшиеся в кадре, а также передавать такие сюжеты в эфир или по кабелю. Это могут быть не только произведения изобразительного искусства и архитектуры, но и музыка или фильмы. Но эти запреты действуют только в тех случаях, если съемка производится не «для себя». Если же фотографирование или видеосъемка осуществляются «в личных целях», действует уже статья 1273 ГК, разрешающая снимать что угодно. Единственное ограничение, имеющее отношение к съемкам – запрещено делать так называемые «экранные копии» фильмов (п. 1, пп. 5). Кроме того, статья не разрешает создавать копии произведений с помощью «профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях», причем перечня такого оборудования законодательство не содержит. Сам этот запрет связан с тем, что статья 1245 ГК предусматривает при создании копии для личных целей уплату отчислений правообладателям. Формально платит их не тот, кто копирует, а производители и импортеры оборудования и носителей информации, которое предназначено для этого. Но в конечном итоге они все равно включаются в стоимость оборудования и носителей, и уплата их опосредованно ложится на потребителя. Список такого оборудования утвержден постановлением Правительства №829 от 14 октября 2010 г. «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях». В него включены любые фото — и видеокамеры, независимо от того, относятся ли они к «профессиональным» или «любительским». Поэтому запрет на съемку «профессиональной» камерой в личных целях со ссылкой на статью 1273 ГК неправомерен: необходимые отчисления правообладателям уже уплачены со стоимости любого фотоаппарата. Очень часто приходится слышать о том, что создавать для себя копии можно только с «лицензионных» экземпляров произведений (дисков, кассет, и т. п.) Однако, такого требования в законе не содержится. Кроме того, статья 1245 предусматривает уплату денег со всех носителей информации, независимо от того, что на них будет записано, и с какого диска, лицензионного или «пиратского». Купив чистый диск, покупатель уже заплатил необходимые отчисления, независимо от того, что он на него запишет. Таким образом, закрепляя право создавать для личного пользования копии произведений, ГК легализует создание «пиратских» копий, которые не участвуют в обороте (то есть, не продаются, не сдаются в прокат, и т. п.) Статья 1273 разрешает пользоваться такой копией только для «частного» просмотра в кругу семьи и друзей. Любое иное использование способом из числа перечисленных в статье 1270 ГК, может быть признано нарушением авторского права – в том случае, если цели такого использования не подпадают под другие статьи кодекса, разрешающие, например, цитирование (ст. 1271) или создание копии для целей правоприменения (ст. 1278). Кроме того, автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала такого произведения возможности его копирования, в том числе с помощью фотосъемки. Такое право называется «правом доступа», оно закреплено в статье 1292 ГК. Авторское право имеет ограниченный срок действия. В России и большинстве европейских стран оно составляет семьдесят лет после смерти автора, этот срок может быть продлен, если автор был репрессирован, работал или участвовал в Великой Отечественной войне. Если же произведение было опубликовано под псевдонимом, анонимно или после смерти автора, срок составляет семьдесят лет после обнародования. Это правило не действует, если авторство не вызывает сомнений или раскрыто самим автором в течение этого срока. Также не охраняются произведения народного творчества, авторов которых установить невозможно.
Можно ли снимать на концертах, в театре, и других зрелищных мероприятиях?
Широко распространен запрет на фото — и видеосъемку в ходе проведения концертов и прочих зрелищных мероприятий. Обычно это объясняется тем, что вспышка может ослепить артистов, но чаще – не объясняется никак. Кроме того, любое публичное исполнение (песни, танца, спектакля, и т.п.) порождает у исполнителя так называемые «смежные права» на свое исполнение, которые регулируются соответствующей главой Гражданского кодекса. Смежные права очень похожи на авторские, но связаны они не с созданием новых произведений, а с воплощением уже существующих. Например, авторские права на песню возникают у авторов слов и музыки, а у исполнителя и изготовителя фонограммы возникают смежные права на это исполнение и фонограмму. Поскольку смежные права сходны с авторскими, то результат исполнения можно свободно использовать в сходных ситуациях. Статья 1306 ГК, устанавливая перечень таких ситуаций, ссылается на статьи, регламентирующие авторские права: 1273, 1274, и другие. Использовать результат исполнения, охраняемый смежными правами, можно в тех же ситуациях, в которых можно свободно использовать произведения, охраняемые копирайтом. Что же касается самой съемки, то законных запретов на ее проведение не установлено. Теоретически – устроитель концерта может заявить, что, запрещая камеры, он пресекает действия, создающие угрозу нарушения прав, в порядке их самозащиты (такое право ему предоставлено статьей 14 ГК). Об «угрозе нарушения прав» упоминается и в статьях 1250--1252 ГК, что дает устроителям мероприятия возможность ссылаться и на них. Однако, ГК в статье 10 закрепляет и так называемую «презумпцию добросовестности» участников гражданского оборота, в соответствии с которой разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются, пока не доказано обратное. Также в данном случае применим закон «О защите прав потребителей», с его запретом на дополнительные ограничения прав, не установленные в законе. Например, если речь идет о съемке в личных целях, то делать такую съемку можно при любом исполнении, независимо от того, кому принадлежат смежные права на него. Однако, обнародовав такую запись, можно нарушить эти смежные права, если такое обнародование не разрешено осуществлять без согласия правообладателя. Таким образом, какой-либо запрет на фотосъемку концертов и других зрелищных мероприятий не соответствует закону.
Можно ли фотографировать спортивные соревнования?
Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» – один из немногих законов, в котором прямо запрещается съемка спортивных мероприятий без согласования с их организаторов (ч. 4 ст. 20). Он закрепляет, что организаторам мероприятий «принадлежат исключительные права на их освещение посредством трансляции изображения и (или) звука мероприятий любыми способами и (или) с помощью любых технологий, а также посредством осуществления записи указанной трансляции и (или) фотосъемки мероприятий». Фактически, здесь введен новый вид исключительного права, близкий к имущественным авторским правам – право организатора спортивного мероприятия на его съемку. В частности, то, что исключительное право на трансляцию матча принадлежат его организаторам, говорится в уставах УЕФА (ст. 14) и ФИФА (ст. 49). Возможно, в за рубежом дела именно так и обстоят, но при практическом применении этих норм в России обнаруживается несоответствие их законодательству, поскольку статья 1329 ГК считает обладателем смежных прав на запись только организацию, которая осуществляет передачу ее в эфир. При этом закон распространяет свое действие на все спортивные мероприятия без исключения, включая любительские, а также тренировки и обучение спортсменов (они тоже входят в определение «спортивного мероприятия»). Под большим вопросом соответствие такого запрета Конституции, однако, пока он не отменен, организаторы вправе требовать его исполнения (хотя на практике занимаются этим редко). В том случае, если речь идет об олимпийских символах, право на них регулируется Найробским договором об охране олимпийского символа. В соответствии с ним, страны, присоединившиеся к договору, принимают меры к запрету регистрации олимпийского символа (пяти колец) в качестве товарных знаков и использовании его в коммерческих целях. Символы конкретных Олимпийских игр, включающие в себя пять колец, охраняются внутренним законодательством, например, для Олимпиады 2014 года в Сочи это – закон «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно Олимпийской хартии, право на трансляцию Олимпийских игр принадлежит Международному Олимпийскому комитету, однако, Хартия не является международным договором и устанавливать какие-то обязанности не может
Как осуществляется съемка в судах?
По общему правилу, съемка судебного процесса проводится только с разрешения суда или судьи. Аудиозапись может вестись свободно, при этом даже не требуется уведомлять о ее ведении суд. Арбитражным процессуальным кодексом (ст. 11, ч. 7) и Уголовно-процессуальным кодексом (ст. 241, ч. 5) съемка судебного процесса допускается с разрешения председательствующего судьи. Гражданским процессуальным кодексом (ст. 10, ч. 7) и ст. 54 закона «О Конституционном суде Российской Федерации» – с разрешения суда. Кодексом об административных правонарушениях (статья 24.3, ч. 3) – с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Порядок применения норм Гражданского процессуального кодекса разъясняется в постановлении Пленума Верховного суда от 26 июня 2008 г. №13. В пункте 12 постановления говорится о том, что съемка процесса может проводиться только с разрешения суда, а вот на аудиозапись такого разрешения получать не требуется. Что касается съемок вне процесса, а также копирования с помощью фотоаппарата судебных документов, то никаких ограничений на это закон не содержит. Иногда судебные приставы в мировых судах и судах общей юрисдикции запрещают проносить фотоаппараты в здание суда, ссылаясь на распоряжение председателя или установленные им правила. Этот запрет незаконен, однако, он содержится в некоторых подзаконных актах судебных органов. В Москве и Московской области действует «Инструкция по организации внутриобъектового режима и установления единого порядка прохода в здания районных судов и судебных участков мировых судей», пункт 2.3 которой разрешает проносить в здания судов камеры только с разрешения председателя суда или председательствующего по делу. Пункт 2.5 устанавливает такой же порядок для множительной техники и аудиоаппаратуры. В октябре 2009 года упомянутые пункты данной инструкции стали предметом обжалования в Преображенском районном суде Москвы. Иск был подан Уполномоченным по правам человека в РФ. В ходе судебного разбирательства ответчики внесли поправки в Инструкцию, после чего дело было прекращено, поскольку новый вариант, по мнению Уполномоченного, соответствует закону. Однако, фактически, никаких существенных изменений в текст внесено не было: он был дополнен указанием на то, что фотосъемка и снятие копий осуществляются в порядке, определяемом процессуальным законодательством. В новом варианте инструкции не требуется получать разрешение на пронос аудиоаппаратуры, для фото — и видеотехники по-прежнему требуется разрешение. Вдобавок, текст после изменений, похоже, просто не был опубликован: в справочных правовых системах его нет, а на сайтах районных судов г. Москвы в ГАС «Правосудие» опубликован старый вариант. Вполне возможно, что подобные «инструкции» приняты и в других регионах. Пропускной режим в арбитражных судах устанавливается локальными актами, которые составляются на основе Методических рекомендаций об организации пропускного режима в арбитражных судах Российской Федерации, утвержденных приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 августа 2007 г. № 104 (в редакции приказов ВАС РФ от 14 июля 2009 г. №107 и от 9 декабря 2009 г. №178). Текст этих рекомендаций не опубликован, однако, изучение инструкций по организации пропускного режима в конкретных судах показало, что они, как правило, включают в себя запрет только на пронос съемочной техники для представителей средств массовой информации. Обычные посетители и участники процесса могут проносить камеры без дополнительного разрешения. То, как организован режим в конкретном суде, можно узнать из соответствующей инструкции, которая, как правило, опубликована на сайте суда. В некоторых кодексах предусмотрена возможность допроса участников процесса и исследования доказательств с помощью видеотрансляции. В Арбитражном процессуальном кодексе ее применение регулируется статьей 153.1.
Можно ли снимать в больницах?
«Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (ст. 61) вводят понятие «врачебной тайны», к которой относится сам факт обращения гражданина за медицинской помощью, информация о состоянии его здоровья, и вообще все сведения, полученные при его обследовании и лечении. В «Основах» содержится запрет для медицинских работников разглашать эти сведения, если они получены при обучении или исполнении обязанностей. Есть и исключения из этого правила, когда такая информация может быть представлена посторонним лицам без согласия пациента в целях оказания ему медицинской помощи, – например, если он находится в таком состоянии, когда не может дать согласия. Но допускается только «предоставление» информации, то есть, передача ее определенным лицам. Распространение «врачебной тайны», то есть, передача ее неограниченному кругу лиц, не допускается. Норма об охране врачебной тайны содержится также в законе «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (ст. 9). Однако, вполне допустимо обнародовать такую информацию с согласия самого пациента или в обезличенном виде, когда удалены данные, позволяющие его идентифицировать. Если речь идет о съемке, то это могут быть такие фотографии, на которых не видно лиц, либо они скрыты ретушью. Ответственность за разглашение врачебной тайны установлена общими нормами гражданского и уголовного законодательства. При этом она возможна только при наличии вины, которое будет определяться исходя из обстоятельств конкретного дела и распространенных сведений. Например, если разглашение допущено медицинским работником, то будет презюмироваться то, что о существовании врачебной тайны он знает. Ответственности за нарушение тайны могут быть подвергнуты только те лица, которые получили к ней доступ при исполнении профессиональных обязанностей, прежде всего, врачи. Привлечение посторонних лиц по этим статьям невозможно. Если речь идет о съемке в общедоступном месте, будет предполагаться, что зафиксированная информация относится к общедоступной. То же самое можно сказать и о ситуациях, когда приблизительный диагноз ясен из внешнего вида больного, например, сломанная и загипсованная конечность видна всем. Съемка внутри палат, где больные проживают достаточно длительное время, может нарушать и тайну частной жизни, так что перед тем, как снимать, имеет смысл получить разрешение от всех больных палаты или от тех из них, что попадут в кадр.